Так почему же улыбается Джоконда ?
 

 

      

Государства оспаривали друг у друга право на владение бессмертным полотном Леонардо. Во время второй мировой войны немцы требовали, чтобы картину перевезли в Берлин. Итальянцы же выпустили вердикт, согласно которому Джоконда была украдена французами во время наполеоновских войн и должна быть возвращена на родину ее создателя.

Почти 500 лет ее улыбка сводит людей с ума. Многие часами сидят напротив портрета загадочной женщины, запечатленной кистью великого Леонардо да Винчи, и не могут оторвать глаз от ее лица. Кое-кто даже впадает в истерику и начинает плакать или смеяться, а некоторые вдруг воображают, что она живая, и принимаются сочинять ей страстные письма любви. Чего только не натерпелась несчастная Джоконда от своих почитателей... Не выдержав впечатления от завораживающей улыбки Джоконды, трое ее поклонников покончили счеты с жизнью, причем один из них застрелился прямо напротив картины. А некий боливийский турист, задетый этой улыбкой за живое, с латинской непосредственностью закидал картину камнями.

Самые безумные версии выдвигались по поводу того, что таит в себе ее полуулыбка. Один коммунистический историк искусств утверждал, что ее лицо искажено мукой, а улыбка символизирует страдания рабочего люда. Специалист "ухо-горло-нос" предположил, что Мона Лиза больна тонзиллитом. Дантист выдвинул свою точку зрения, будто бы странность ее улыбки объясняется тем, что у женщины выбиты передние зубы. В начале XX века один искусствовед разглядел в лице Моны Лизы вселенское зло. Выдвигались и более обоснованные версии. К примеру, некоторые специалисты предполагали, что Леонардо позировала женщина, которая недавно потеряла ребенка. Горе ее было так велико, что даже на сеансы она отказывалась надевать драгоценности. Говорят, чтобы поднять ей настроение во время работы, Леонардо нанял музыкантов, которые играли, пока он писал.

И вот сегодня предлагается еще одна версия. Профессор Йельского университета Шервин Ньюленд, специалист по клинической анатомии, выдвинул предположение, что загадочность улыбки этой женщины объясняется... ее беременностью. Среди прочих аргументов, он приводит и отсутствие украшений: по его мнению, из-за беременности пальцы Моны распухли, и надевать на них кольца женщина не могла. Версия профессора Ньюленда так понравилась британским телевизионщикам с канала ВВС, что на ее основе они сняли сериал, который уже запустили в эфир.

До сих пор гадают, какая же реальная женщина послужила прототипом картины. Как правило, называют имена нескольких титулованных особ. Однажды была выдвинута экстравагантная версия, будто Леонардо написал идеализированный образ своего молодого "любовника" Андреа Сален. Именно ему великий художник после своей смерти в 1519 году оставил в наследство знаменитый портрет. А один из психиатров домозговался до мысли о том, что под женскими одеждами прячется сам Леонардо. Сегодня высказывается мнение, что натурщицу Леонардо звали Лиза дель Джоконда и была она третьей женой богатого торговца шелковыми тканями из Флоренции Франческо ла Джоконда. Что касается имени Мона, то нередко его пишут Монна, что является производным от слова "Мадонна - женщина с ребенком". Легендарной красавице Мадонне Лизе было 24 года, когда Леонардо, к тому времени уже прославленный художник, пригласил ее позировать. Версия ее беременности подкрепляется флорентийскими записями, в которых зафиксировано, что в том же году, когда началась работа над портретом, Джоконда родила дочь. Возникает вопрос: если беременна, то от кого?

По одной версии, у Лизы, которая была гораздо моложе мужа, был любовник из высокопоставленной семьи Медичи. Другая гласит, что отцом девочки мог быть только Леонардо, плененный красотой своей модели. Но многие критики уверены, что Леонардо просто воплотил в ней образ материнства, каким он представлялся ему с детства. Художник был лишен материнской ласки, поскольку после его рождения в 1452 году отец Пьеро, уважаемый юрист, отказался жениться на матери Леонардо, простой крестьянке, и забрал у нее сына. Впоследствии он женился на другой женщине, но она так и не родила ему наследника. Тогда взоры отца сосредоточились на незаконнорожденном отпрыске. В 12 лет Леонардо был отправлен на учебу к известному в то время флорентийскому художнику, и благодаря необыкновенному таланту вскоре он уже работал самостоятельно. Факты говорят, что Леонардо взялся за написание своего самого знаменитого портрета, когда ему было чуть больше пятидесяти. Возможно, он наделил беременную натурщицу добродетелями своей родной матери, с которой его разлучили. Хотя, кто знает, может, Леонардо и в самом деле любил Лизу и стал отцом ее ребенка! Иначе как объяснить, что он страстно дорожил портретом этой женщины и ни разу в жизни с ним не расстался?

Когда его пригласили работать при дворе французского короля Франциска I, художник взял свое творение с собой. Король, увидев портрет, пожелал купить его и предложил Леонардо четыре тысячи золотых крон, но мастер наотрез отказался продать дорогую сердцу картину. Художник больше не вернулся в Италию и держал свою Джоконду у себя в спальне. Когда он умер, Франциск, наконец, получил возможность приобрести портрет. Он купил его у любимого ученика Леонардо (того самого пресловутого любовника Андреа Салаи), которому покойный завещал картину. Король хранил картину в своем замке в Амбуазе, где был похоронен Леонардо.

После Великой французской революции Джоконду перевезли в Лувр. Наполеон так ею восхищался, что повесил у себя в опочивальне. Особую славу Джоконда приобрела в 1911 году, когда ее украли из Лувра. Целых два года люди приходили в музей и подолгу смотрели на то место на стене, где раньше висела картина. Казалось, шедевр был утрачен навсегда... И вдруг в 1913 году один флорентийский торговец произведениями искусства получил письмо от человека, подписавшегося именем Леонардо. Автор письма утверждал, что именно он украл Джоконду и сейчас желает вернуть картину на историческую родину. Торговец явился на встречу с похитителем во флорентийскую гостиницу. Нищий, полубезумный человек, у которого в кармане было всего несколько монет, открыл чемодан, набитый грязной одеждой. Добравшись до потайного дна, он вытащил великое полотно. Перед тем как отдать его, похититель заплакал и несколько раз поцеловал портрет. Состоялся суд, на котором люди услышали необыкновенную историю 32-летнего итальянца Винченцо Перуджа, который был простым рабочим в Лувре. Лицо, смотревшее с картины Леонардо, удивительно походило на лицо его возлюбленной, с которой он познакомился при ужасных обстоятельствах. Как-то Винченцо проходил мимо кафе и увидел в окне женщину с неземной улыбкой. Вдруг улыбка пропала, и черты исказила гримаса ужаса. На женщину напал какой-то мужчина, выхватив нож. Винченцо влетел в кафе и вынес истекающую кровью женщину на воздух, затем на руках отнес домой. Они полюбили друг друга... Но несчастная вскоре умерла от полученных ран. А Винченцо словно помешался. Он приходил в Лувр и часами смотрел на Джоконду. Однажды он не выдержал, вынул полотно из рамы, скатал его в рулон и вынес из музея... Эта романтическая история так растрогала присяжных, что Винченцо получил за преступление века всего 380 дней тюрьмы

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         на главную

 

Используются технологии uCoz